Поскольку четкого определения проституции в
законодательстве не существует, то некоторые журналисты
пытаются это сделать самостоятельно . Например , Л.Жуховицкий
в своем очерке «… И двадцать семь копеек в кармане» пишет :
«Для начала надо бы установить , что такое проституция .
Говорят , что с латыни переводится как осквернение , потеря
чести . Но мало ли , как приходит к человеку бесчестие!
Пожалуй , в качестве рабочего определения вполне годится
общепринятое – торговля телом» . Профессор С.Голод думает так
: «Под проституцией понимается такая форма внебрачных
сексуальных отношений , которая не основывается на личной
склонности или чувственном влечении , при этом для одной из
сторон важным стимулом является заработок» С глубокой
древности и до наших дней проституция как социальный феномен
занимала умы философов , просветителей и историков разных
стран и народов . И на протяжении всего времени не было
однозначного отношения общества к этому явлению . Проститутки
то подвергались страшным гонениям , то воспевались поэтами и
художниками ; их то заключали в тюрьмы , казнили . изгоняли ,
то относились к ним терпимо , разрешая открыто заниматься
своим ремеслом . Однако несмотря на широкий спектр
предпринимавшихся мер проституция не исчезла . Чтобы понять
это , нужно сначала изучить ее историю . Как это ни цинично
звучит , но проституция всегда была нормальным явлением в
жизни первобытных людей , но и впоследствии , в жизни
цивилизованных народов . Я приведу примеры некоторых стран
и покажу проблемы проституции в них. ВОСТОК : Придерживаясь
хронологического порядка изложения , нужно начинать именно с
него . Все женщины , родившиеся в Вавилоне были обязаны хоть
раз в жизни явиться в храм Мелитты , чтобы отдаться там
чужеземцу . Причем они должны были оставаться в этом храме до
тех пор , пока кто- нибудь из заезжих гостей не бросит им на
колени определенную сумму денег и пригласит вкусить прелести
любви , Полеченные таким образом деньги считались священными
. В древней Армении богиней проституции почиталась Анаис ,
храм которой напоминал храм Мелитты. Вокруг храма была высокая
стена , огораживающая женщин , посвятивших себя служению Анаис
. Здесь принимались в гости только мужчины – чужестранцы ,
причем знатного и высокого положения . После того ,как один из
гостей решил жениться на девушке (обязательным условием было
то , чтобы он знал , чем его будущая жена занималась) ,
избранница покидала храм , оставляя заработанные деньги и
драгоценности .Самая желанная невеста была та , у которой
побывало наибольшее количество мужчин . Этот вид проституции
принято называть религиозным. У финикийцев помимо
религиозной проституции существовала проституция
гостеприимства . У них был обычай отдавать своих дочерей
приезжим гостям в знак гостеприимства и во благо процветания
государства. При въезде в Карфаген стояли «палатки девушек» -
это прообраз публичных домов . В этих палатках девушки
зарабатывали себе приданное , чтобы затем выйти замуж и
сделаться всемиуважаемой. На Кипре также было много храмов
любви , в которых девушки занимались религиозной проституцией
. В Египте в храме богини Изис одновременно сотни тысяч
путешественников предавались здесь дикому разврату .В более
позднее время храм богини Изис и посвященные ей рощи были
предназначены для свиданий влюбленных . Древний правитель
Египта Хеопс воздвиг свою колоссальную пирамиду на средства ,
добытые его дочерью проституцией . У евреев ,до окончания
издания таблиц законов, каждый отец мог продать свою дочь на
срок , который оговаривался в контракте , девушка при этом
ничего не получала. Несмотря на запрещения Торы , проституция
продолжала существовать еще долгое время. ГРЕЦИЯ : здесь
проституция также была распространена с древности . В Афинах
напротив статуи Афродиты был построен ее храм , в котором
проходили праздники , больше похожие на массовое занятие
проституцией . Заработанные деньги шли в пользу храма. Здесь
существовал обычай посвящать Афродите нескольких девушек для
умилостивления. Праздненства в честь бога Адониса напоминали
оргии . Гетеры большую часть своего заработка отдавали храму.
Надо отметить , что гетеры в Греции почитались особо .
Замужняя женщина – изначально затворница . Ее предназначение –
рожать детей . Измены жен не допускались и сурово
преследовались. Гетеры же были свободны и образованны , умели
петь , танцевать , музицировать . Древние поэты воспевали
красоту этих женщин .Любовная связь с гетерой и посещение
публичного дома считались нормой . Этот круг привлекал намного
больше , чем добропорядочные гречанки .Многие гетеры были
действительно яркими личностями , вдохновляли поэтов и
драматургов , поэтому история сохранила имена многих из них
. Уже позднее гетера потеряла свой изначальный статус и
стала равно проститутке , которая вынуждена торговать собой
из-за бедности. Прочное распространение религиозной
проституции привело к тому , что в Греции была узаконена и
гражданская проституция . Именно там она явилась статьей
дохода в государстве… В Афинах был построен первый публичный
дом , служивший для удовольствий афинской молодежи и для
ограждения покоя и посягательств на честь порядочных гречанок
… «Рабыни» покупались государством и содержались за его счет.
Плата была доступна всем слоям населения .Древнегреческие
публичные дома назывались диктериадами . К какому бы разряду
они не принадлежали , пользовались полной неприкосновенностью
. Более того , каждый клиент находился «под защитой
общественного гостеприимства» .Никто не мог туда проникнуть с
целью насилия или поругания. В Греции существовала
иерархия проституток . Наибольший интерес в культурно -
историческом плане представляет проституция эстетическая или
просвещенная. Девушки этого круга ценились как искусные певицы
, музыкантши , танцовщицы . Им было позволено заниматься своим
ремеслом совершенно свободно .Это было аристократическое ядро
проституции .Они постоянно находились в обществе мудрецов ,
поэтов , драматургов , учились у них философии и другим
наукам. Но существовали и официальные категории проституток
. На них накладывались определенные запреты , например ,выезд
на постоянное место жительства в другую страну . Значение
проституции в Греции было настолько велико , что она породила
особую литературу . Со многими произведениями и мы имеем
возможность ознакомиться . ИТАЛИЯ : Проституция носила
культовый религиозный характер . Один из самых древних и
известных храмов – храм Венеры .Возле него собирались женщины
в поисках поклонников . Культ бога Мутинуса есть не что
иное как древнейшая форма проституции в Риме. Надо отметить ,
что в латинском языке существует масса синонимов ,
обозначающих проституток различных категорий. Этот факт
подтверждает , что гражданская проституция имела в Риме
широкое распространение . проституция процветала здесь не
только на улицах , в храмах , но даже и в театрах
.Существовали также куртизанки – наиболее богатые и знатные
проститутки. Постоянные войны , общее обеднение народа
заставляло женщин торговать своим телом , чтобы хоть как-то
прожить . С ростом городов увеличивалась бедность и падали
нравы. Вскоре публичных женщин стало так много . что они
заполнили собой не только отдаленные кварталы , но и
центральные улицы. Всвязи с этим принимаются меры по некоторой
ограниченности проституции . Но десятилетия складывались в
века , а проституция настолько вошла в быт и культурные
традиции людей , что полностью отказаться от нее не пожелали
даже высокопоставленные особы «голубых кровей» . ФРАНЦИЯ :
здесь при дворе проституция появилась в начале XI века .
Публичные дома именовались гаремами и женскими
мастерскими. На периферии существовали так называемые
«улицы красных фонарей» . Как там был организован быт ясно уже
из названия. С распространением в конце XV сифилиса и
других заболеваний отношение официальных властей к проституции
резко изменилось , ибо они являлись основным источником
распространения болезней. Средневековой режим терпимости
сменился строжайшими запретами и репрессиями. Карл V ,
например , повелевал в полицейском уставе преследовать всякое
внебрачное сожительство . При Марии Терезе проституция
преследовалась уголовным законодательством. Наказание было не
только суровым , но и позорящим .Проститутку сажали в мешок .
из которого торчала только обритая голова , обмазанная дегтем
. В таком виде «ночная бабочка» выставлялась на всеобщее
обозрение и каждый делал с ней все , что хотел . Подобные
экзекуции получили широкое распространение и применялись
довольно долгое время. В 1751 году в целях оздоровления
нравственной атмосферы Марией Терезией была учреждена
«Комиссия целомудрия», просуществовавшая до 1768 года . Она
наказывала всякое отступление от нравственных норм . Строго
запретительная форма на проституцию была установлена в 1684
году во Франции . Проститутки полностью передавались в ведение
полиции и наказывались по суровому закону . Но общественность
(особенно мужская) , так привыкшая к обществу «свободных»
женщин подняла волны протеста и возмущения против такой
суровости . Все это привело к тому , что в 1791г. контроль и
наказания были уменьшены. Вслед за Францией большинство
европейских стран также отказались от жестких запретов на
проституцию. Снова наступает режим терпимости , но под
врачебно – полицейским надзором . Проституция вступает таким
образом в новую стадию – стадию регламентации .По примеру
Парижа проституция регламентируется в Брюсселе , Гааге ,
Роттердаме , Гамбурге , Турине , Мадриде . В результате
возникает новая , открытая проституция , теперь уже легальная.
Регламентация означала , что общество смирилось с присутствием
проституции , но все же пытается держать ее распространение
хоть в каких-то рамках. Регламентация складывается из таких
пунктов: регистрация , обязательные периодические медосмотры ,
нахождение проституток в определенных местах , обязательное
лечение , если оно необходимо . Всвязи с этим , я считаю ,
будет разумно рассказать о памятниках истории
проституции
|