Автор: Ирина МАТЯС
Хоть раз жизни каждый из нас делает выбор между
нравственностью и наслаждением, нравственностью и деньгами. Но
есть люди, сделавшие этот выбор раз и навсегда. Имя им -
проститутки, а рода они бывают как женского, так и мужского.
Не вдаваясь в подробности, что служит поводом к выходу на
панель, поговорим о проституции как о бизнесе. В Беларуси он
пока из разряда теневых. Но в мировом опыте есть и другие
примеры.
Несомненный лидер в этой области - Голландия, все
шире открывающая двери в мир узаконенного предпринимательства
проституткам и иже с ними. Выигрывает от этого не только
государство, пополняющее список налогоплательщиков, но и
общество - получающее больше гарантий в плане сохранения
собственного здоровья. Ведь проституция - дело отнюдь не
частное. Приватным оно является только в минуты близкого
общения двоих. В случае же наличия половой инфекции, череда
партнеров проститутки становится оружием распространения этой
инфекции в обществе. Именно эта проблема наряду с проблемой
вовлечения в мир проституции и порнографии малолетних, больше
всего волнует цивилизованный мир (касаться извечной темы
обманутых жен и мужей мы не будем). И именно поэтому в мире
все громче звучат голоса "за" легализацию проституции.
Во-первых, все, что подконтрольно, легче управляемо.
Во-вторых, современный человек живет в условиях постоянного
эмоционального и экологического стресса, а стресс, как
известно, нередко приводит к нарастанию сексуальной агрессии.
Возможность решить свою проблему за плату (в этом бизнесе за
разные деньги возможен любой набор удовольствий и извращений),
как доказывает международный опыт, приводит пусть к
небольшому, но все-таки - к снижению преступлений, совершаемых
на сексуальной почве. Таково мнение юристов и психиатров. В
этом уверен и заведующий кафедрой психиатрии БелГИУВ
председатель Правления Белорусской психиатрической ассоциации
профессор Роман Евсегнеев: "Легализация проституции
способствует во-первых, уменьшения распространения инфекций,
передаваемых половым путем во-вторых, декриминализации
общества, снижению сексуальной агрессии: в-третьих, пополнению
государственного бюджета за счет дополнительных налогов. К
стати, примеру Голландии уже следует Германия, осознав, что
запретительные меры в борьбе с вечным социальным злом -
проституцией - бессмысленны. Государственная структура
касательно любого вопроса имеет два варианта подхода -
запретительный и либеральный, и выбирает наиболее удобоваримый
для общества. В отношении к проституции должна применяться
концепция уменьшения зла: выделять то, что есть большее зло и
с ним бороться а с тем, что есть меньшее зло - мириться". С
психиатрами согласны и венерологи, которые среди медиков чаще
всего сталкиваются с представителями категории группы риска, а
посему не раз пытались лоббировать для начала в Минздраве
вопрос легализации проституции. Среди профессиональных
венерологов либеральный подход, кажется, прижился давно. Когда
появилась возможность, белорусские венерологи в рамках
программ ЮНИСЕФ даже осуществили проект профилактический
работы среди гомосексуалистов и проституток. "Это, конечно,
только начало. На специальные семинары нам удалось собрать
всего 20-30 человек, но ведь они расскажут о том, что узнали
от нас, своим знакомым и завтра наших семинаристов станет
больше", считает ведущий научный сотрудник лаборатории
минского мединститута по проблемам дерматологии и венерологии
Александр Навроцкий, " Мы отдаем себе отчет, что легализация
проституции не решит весь спектр проблем. Мы не избавимся от
теневой проституции, которая существует везде, скрываясь от
уплаты налогов. Но возможность иметь информацию о здоровье
проституток - это уже очень много". Именно наличие возможности
уволить из профессии проститутку в связи тем или иным
заболеванием позволяет реально заботиться о здоровье общества
в целом. В дорогих публичных домах той же Голландии цеховые
требования очень строги - за сокрытие болезни проститутке
грозит пожизненное исключение из рядов жриц любви, даже если
болезнь легко излечима. Конечно, с теми, кто ловит клиента не
на улице Красных фонарей, а в темноте заштатных автомобильных
дорог, сложнее. Но здесь вступает в силу право клиента -
выбрать дешевую услугу, но с отсутствием гарантий. К слову
сказать, мировой опыт доказал еще одну аксиому - в странах,
где проституция существует в легальном варианте, больше
женщин, покинувших с возрастом этот бизнес и превратившихся в
примерных жен или просто граждан общества. Из теневого бизнеса
проститутки по приближении "пенсионного возраста" чаще уходят
на паперть. В рамках запретительного подхода развивается не
только теневой бизнес и расцветают пышным цветом сифилис,
гонорея и СПИД - печальным последствием такого подхода может
стать неоправданное наказание. Здесь, правда, наше
государство, как раз имеет неплохие перспективы. Ни в
Уголовном кодексе 1960 года, ни в УК 1999 года, который скоро
вступит в силу, нет статьи, предусматривающей наказание за
проституцию - наказание предусмотрено только за вовлечение в
несовершеннолетних в занятие проституцией. При варианте
легализации проституции представителей этой сферы можно будет
привлечь по статье за незаконную предпринимательскую
деятельность (как и в любом бизнесе - за работу без лицензии и
регистрации). Но наказание - не лучший метод борьбы за чистоту
нравов, уверен преподаватель кафедры уголовного права БГУ,
один из разработчиков нового Уголовного Кодекса Игорь Грунтов.
"Уголовным правом не лечат социальные проблемы. И то, что в
рамках уголовного права за проституцию нельзя наказывать, у
меня не вызывает никаких сомнений. Наказывая, мы упрячем в
тюрьму мелких сошек - боссы, организаторы этого бизнеса уйдут
еще больше в тень. А допускать этого нельзя, поскольку эта
проблема связана и с наркотиками, и с детской проституцией, и
с преступностью на сексуальной почве. На почве страха
наказания кто-то случайный, конечно, бросит это занятие.
Общество временно успокоится, оценив этот поверхностный
эффект. В реальности же проблема станет еще глубже и острее".
Проституция - из разряда проблем вечных и актуальных. Проблем,
решение которой нельзя оставить на потом, и которую надо
рассматривать в комплексе существующих рядом тем. Анализируя
чужой опыт, для начала нам стоит начать с малого - устранить
социальный повод (отсутствие возможности заработать хорошие
деньги, получив нормальную профессию) идти в проститутки,
продавать свое тело даже не из любви к наслаждению, а только
по надобности заработать, неважно даже, на кусок хлеба или на
норковую шубу - при разных целях мотив остается один. В
социальной плоскости лежит и вынужденный выбор, который
совершают дети. Тема детской проституции требует более тонкого
и более скорого подхода. Начиная с выбора - лишать или не
лишать мать родительских прав за пьянство как строго
наказывать женщину за убийство вечно издевающегося над ней
мужа и какую меру наказания применять к мужчине, совершившему
инцест. Все это - разные грани одной проблемы, проблемы
детской неустроенности и поиска опоры в жизни, которой так
часто становятся добрые дяди, предлагающие конфеты и карманные
деньги за "съемки в кино" и другие "забавы".
1995-2000 © Белорусская газета